Новые поправки в Закон о долевом строительстве
В январе 2018 года Госдума рассмотрела и приняла (пока еще в первом чтении) очередные изменения в законы, регулирующие процесс долевого строительства.
Законопроект уточнил полномочия контролирующих инстанций в области долевого строительства. Он четко указал, что контролировать это направление будет орган власти субъекта РФ, осуществляющий в регионе государственный строительный надзор, либо специально созданный для этого орган. В свою очередь правительство должно разработать и утвердить правила организации и проведения широкого надзора в сфере долевого строительства.
Расширяются и полномочия Минстроя. Авторы изменений наделили министерство правом согласовывать назначение на должность (и освобождение от должности) руководителя территориального комитета (инспекции) строительного надзора. Данная процедура станет проходить с участием главы администрации области, республики или края. Он будет предлагать кандидатуру или поднимать вопрос о снятии с должности предыдущего руководителя.
Законопроект содержит нормы об оптимизации единой информационной системы жилищного строительства. В настоящее время Минстрой, государственный строительный надзор и другие органы получают сведения о состоянии дел в сфере долевого строительства из разных источников. У каждого своя база. Это вызывает неудобства. Поэтому авторы проекта разработали нормы, обязывающие всех участников процесса загружать на сайте единой системы сведения о разрешениях на строительство многоэтажных домов с участием граждан, о перечне органов, обязанных вносить данные в эту систему, а также сведения о порядке взаимодействия между контролирующими ведомствами и Фондом по защите прав дольщиков.
В законе появятся статьи, позволяющие Фонду контролировать финансовое и экономическое состояние застройщика. В первую очередь, с помощью единой информсистемы. Чиновники будут ежедневно изучать показатели каждой строительной фирмы. Выявив факт ухудшения её экономического положения, Фонд обязан тут же уведомить об этом негативном событии комитет (инспекцию) строительного надзора и Росреестр. Последний, в свою очередь, должен немедленно прекратить регистрацию ДДУ, поступающих от «нестабильной» компании.
Появятся в законе и нормы, запрещающие совершение тех или иных действий по привлечению денег с помощью жилищных сертификатов и участия граждан в жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативах. Впрочем, этот запрет не коснется тех ЖСК, которые будут возводить здания на муниципальной или государственной земле.
В последние два-три года государство активно внедряет солидарную ответственность учредителей по долгам юрлиц. Не минула эта тенденция и строительный бизнес. По новому закону владельцы и руководители застройщика будут нести солидарную ответственность по долгам своей фирмы перед дольщиками.
Законодатель определил, что все ограничения по счету застройщика снимаются в момент ввода дома в эксплуатацию и регистрации прав хотя бы на одну квартиру.
Как и ожидалось, законодатель не ограничился только регулятивными нормами. Он ввел и охранительные. Они предусматривают санкции за определенные нарушения в сфере долевого строительства. Так, компания, незаконно использующая термин «специализированный застройщик», заплатит штраф от 500 000 до 700 000 рублей.
Не забыл закон и чиновников. Лицо, неправомерно оформившее заключение о соответствии застройщика и его проекта закону, будет оштрафовано на сумму от 50 000 до 100 000 рублей.
Понимая значение скрупулезного ведения информсистемы, инициаторы законопроекта предложили строго наказывать за неразмещение в ней требуемых сведений. Если чиновник «забудет» разместить информацию на web-сайте, то его ждет штраф в общей сумме в 30 000 рублей. Застройщику подобная «забывчивость» обойдётся уже в 200 000 рублей. За второе нарушение власть покарает еще строже. Виновный сотрудник будет дисквалифицирован на срок от года до трех лет или заплатит штраф в сумме 100 000 рублей. Строительная компания за подобное правонарушение перечислит в казну уже 300 000.
Законодатель продолжил ужесточать надзор над процессами в долевом строительстве. Конкретные указания на расширение полномочий контролирующих органов говорят об этом вполне наглядно. В эту же тенденцию укладывается и появление у Минстроя права согласовывать назначение на должность руководителя контролирующего органа в субъекте РФ, а у Фонда возможности проверять финансовое положение строительной компании.
Кроме того, ограничения в сфере деятельности ЖСК и разрешение застройщикам менять уполномоченные банки свидетельствуют о том, что государство постепенно ставит препоны перед «старыми» способами строительства многоквартирных зданий и «подталкивает» рынок к проектному финансированию.
Предоставление возможности застройщикам менять уполномоченные кредитные организации, по мысли властей, ужесточит между ними конкуренцию за счета эскроу строительных компаний. И возможно, что наиболее богатые банки рано или поздно сами придут к идее необходимости проектного финансирования.