Рынок недвижимости ожил
Циан зафиксировал возврат к докризисным показателям по количеству звонков. В агентствах спрос вырос в первый же день открытия МФЦ. Рынок жилья пришел в движение.
А вы за кем стояли?
Охранники МФЦ едва выдерживают напор граждан «Мне только спросить!», выкрикивая фамилии тех, кто записался на прием. Внутри — сотрудники в масках и перчатках, санитайзеры на входе, дистанция. Но офисы открылись — и это главное!
«Первый день работы МФЦ показал прирост спроса на 14% по сравнению со средними показателями мая», — отмечает Ильдар Хусаинов, директор федеральной компании «Этажи».
Первыми проснулись стройки, уставшие от вынужденного безделья: с 12 мая, после ослабления ограничительных мер, краны пришли в движение.
С 25 мая в Москве и Санкт-Петербурге многофункциональные центры госуслуг «Мои документы» начали прием посетителей по предварительной записи.
В Москве ведут прием 88 офисов «Мои документы», их список можно найти здесь. Везде прием ведется только по предварительной записи. Гражданам нужно предварительно зарегистрироваться на портале mos.ru и в специальной форме указать причину обращения.
В МФЦ районов Нижегородский и Лефортово по предварительной записи удастся зарегистрировать права на объекты недвижимости, расположенные за пределами Москвы и получить услуги по кадастровому учету по таким объектам (услуга оказывается только физлицам). 17 офисов МФЦ принимают документы от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по регистрации прав и кадастровому учету. В офисах МФЦ предоставляется 144 услуги, в электронном виде доступны 84 услуги.
В Санкт-Петербурге МФЦ также работают по предварительной записи. 25 мая центры услуг работали только на выдачу документов по старым заявкам, выданным до самоизоляции. Как отметили в пресс-службе МФЦ, только за первые полчаса работы на горячую линию поступило более 8 тыс. звонков.
Покупатели пошли
Пока граждане, застрявшие на одном из этапов сделки во время карантина, выстраиваются в очереди в МФЦ, будущие покупатели атакуют сайты по поиску недвижимости.
«На прошедшей неделе мы зафиксировали возврат к докризисным показателям: как по аудитории, так и по количеству звонков, которые совершаются через нашу платформу. Среднесуточная аудитория составила более 1,2 млн посетителей, что является одним из самых лучших показателей в этом году, — рассказывает Дмитрий Григорьев, директор по продукту Циан. — Пик падения в этом году мы зафиксировали в период начала карантина — в первых числах апреля. Тогда недельное снижение составило рекордные 37%. Но с тех пор аудитория постепенно росла. Теперь же на фоне новостей о возможности заключить сделки вернулся отложенный спрос. Потребность покупателей никуда не исчезла с кризисом, хотя многие и были вынуждены отложить покупку в силу сложившихся обстоятельств».
Как подчеркивают в пресс-службе АН «Миэль», зафиксированный рост звонков в мае существенно превышает апрельские показатели. Но поскольку апрельские значения были очень низкими, пока нельзя говорить, что звонки достигли своих ежегодных средних значений. Конечно, сформировался отложенный спрос: у людей больше двух месяцев не было шанса решить жилищный вопрос, поэтому они занялись этим сейчас. Но многие потеряли работу, почти у всех сократился доход, поэтому говорить о росте и даже сохранении доходов населения не приходится, уточняют в «Миэль».
В компании «Азбука жилья» также фиксируют рост обращений. По сравнению с апрелем их общее количество увеличилось на 58% — такие цифры приводят в агентстве.
«Мы всегда замечаем повышательный тренд по количеству обращений после каких-то макроэкономических потрясений. Люди понимают, что вслед за ослаблением рубля их реальные доходы снижаются, и те, кто планировал покупку жилья, начинают опасаться, что вылетают либо из своего бюджета, либо вовсе из своей мечты, — утверждает Ольга Магилина, заместитель генерального директора фи-девелоперской компании «KASKAD Недвижимость». — Так как мы занимаемся загородной недвижимостью, увеличение числа звонков мы заметили еще в марте: тогда количество обращений на 25% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Запрос на односемейные коттеджи с отделкой вырос более чем на 100%. С 15 апреля, когда началась выдача QR-кодов, у нас наблюдалось настолько серьезное проседание по обращениям, что мы испугались. Но через два дня количество звонков восстановилось. Очень хорошими по объему обращений у нас оказались и две предыдущие недели мая».
«В течение периода самоизоляции мы фиксируем повышенный интерес к объектам недвижимости: просмотры на сайте выросли по сравнению с январем–февралем 2020 года в среднем на 10–15%, а количество реальных сделок хотя и не критически, но уменьшилось, — комментирует Ильдар Хусаинов. — Часть покупателей смогла перестроиться и совершить покупки в дистанционном формате, другая часть предпочла приостановить процесс покупки до возобновления деятельности центров «Мои документы».
По мнению директора компании «Этажи», после завершения режима самоизоляции не исключен высокий отложенный спрос. Такая тенденция наблюдается во всех регионах, где МФЦ после перерыва возобновили прием посетителей — это как катализатор увеличивает количество сделок и запросов на подбор объектов.
Застройщики растут и без МФЦ
В «Сити-XXI век» рост продаж наблюдается уже в течение последних недель. Драйвер этого подъема — льготная ипотека с господдержкой под 6,5%, замечает коммерческий директор организации Евгений Шевченко. Компания предложила клиентам акцию «Ипотека под 0,5%», взяв на себя оплату процентов по ипотеке на восемь месяцев. Повлияло на увеличение количества сделок и открытие 25 мая офисов продаж. «Например, в наш заработавший офис в Красногорске уже в первый день приехали клиенты, — констатирует топ-менеджер. — Наконец, еще один стимул для покупателей — возобновление работы строек».
Электронный документооборот в Росреестре не останавливался, «задержек в проведении сделок в период пандемии не было», — уверяет Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости ГК «КВС». С конца марта 80% сделок в компании проходит через онлайн-магазин с электронной регистрацией. Большого роста обращений в связи с открытием МФЦ она не заметила: по ее словам, изменения можно будет оценить позже.
«Ипотека с господдержкой показывает себя эффективно. Ажиотажа нет, но она действительно поддерживает спрос: практически все заявки на ипотеку сейчас проходят либо по этой программе, либо по программам семейной и сельской ипотеки, — уточняет Анжелика Альшаева. — Первые звонки по льготной ипотеке начали поступать сразу после того, как ее анонсировал президент. Фактически спрос вышел на показатели, которые мы видели в марте до пандемии. Количество обращений выросло на 15–20%».
Источник : Циан